Суть любви к Посланнику Аллаха

Поистине, самым достойным даром Всевышнего Аллаха человечеству, в том числе и умме мусульман, является пророчество нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует).

Наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) является самым последним посланником Всевышнего Аллаха и самым достойным среди пророков, из чего следует, что умма мусульман является самой достойной уммой. Указывая именно на это обстоятельство, Всевышний Аллах сказал: «Несомненно, Аллах оказал милость верующим, когда пожаловал им Пророка из их же среды, который читает им Его аяты, очищает их от грехов, учит их Писанию и мудрости, хотя прежде они и пребывали в явном заблуждении». («Али Имран», 164 аят)

Обязанностью уммы является следование сунне (стезе) Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). И каждому, кто следует сунне нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), обещано особая милость и воздаяние Всевышнего Аллаха: «О, Пророк! Воистину, Мы ниспослали тебя свидетельствующим [об истине], зовущим светильником. Сообщи же верующим благую весть о том, что Аллахом уготована им великая награда». («Аль-Ахзаб», 45-47 аят)

Как было сказано выше, наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) является самым достойным среди пророков, которому присуще множество особых качеств. Так, наш пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) является господином рода человеческого. Именно поэтому все пророки, в том числе и предок человечества Адам (мир ему), в Судный день соберутся под его знаменем. Право первого заступничества в Судный день будет даровано нашему пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и да приветствует), о чем он сказал: «В Судный день я буду господином потомков Адама (мир ему). Я первый, кто встанет из могилы, я первый заступник и первый, у чье заступничество будет принято». (Муслим)

Мы, умма мусульман, должны быть достойными чести называться последователями пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), что заключается в выполнении наши обязанностей перед ним. Так, мы должны уверовать в истинность его пророчества, в то, что он послан пророком, как к людям, так и к джинам. Мы должны верить в его непогрешимость, что он совершенный из созданий, что он выполнил свою пророческую миссию полностью и без изъянов. Все это можно охарактеризовать одним словом – любовью к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).

Всевышний Аллах говорит: «Скажи, Мухаммад: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи". Аллах — прощающий, милосердный». («Али Имран», 31 аят)

Мы, умма мусульман, обязаны почитать нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и практиковать его сунну. То есть, мы должны желать то, чего желал наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), любить то, что любил он, не желать того, чего не желал он.

Самым большим даром Всевышнего Аллаха является любовь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), так любовь к нему является основой основ нашей религии. Так, Всевышний Аллах сказал: «Скажи, Мухаммад: «Если ваши отцы, сыновья, братья, супруги, ваши семьи, накопленное имущество, торговля, застоя которой вы опасаетесь, и жилища, которым вы радуетесь, если все это милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба за Его дело, то ждите же, пока не исполнится воля Аллаха. Ведь Аллах не наставляет на прямой путь грешных людей». («Ат-Тауба», 24 аят)

Мы, умма мусульман, должны любить нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), и эта любовь должна преобладать над любовью ко всему, и к себе в том числе. Ведь наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Никто из вас не уверует до тех пор, пока не полюбит меня больше, чем своего отца, своего ребенка и всех людей». (Бухари)

Абдуллахъ ибн Хишам (да будет доволен им Аллах) передает, что когда Омар (да будет доволен им Аллах) сказал Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует): «О, Посланник Аллаха! Я люблю тебя больше всего, но больше тебя я люблю самого себя»,-Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) ответил: «Нет, клянусь Тем, в чьих руках находится моя душа! Этого не достаточно до тех пор, пока ты не полюбишь меня больше чем себя».

- Клянусь Аллахом! Сейчас я люблю тебя больше чем себя!

- О, Омар! Вот сейчас твой иман полный! (Бухари)

Мы, умма мусульман, должны любить нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) хотя бы потому, что благодаря этому в Судный день мы будем вместе нашим любимым пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и да приветствует). Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что: «Кто-то спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) о Судном дне: «Когда будет Судный день?» посланник аллахъа спросил: «Что ты приготовил для Судного дня?»

- Ничего, кроме того, что я люблю Всевышнего Аллаха и Его посланника.

- Тогда ты будешь с тем, кого любишь».

Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы ничему так не радовались, как словам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) «тогда ты будешь с тем, кого любишь». Я люблю Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), Абу Бакра и Омара (да будет доволен ими Аллах), и надеюсь, что буду с ними по причине любви к ним, хотя я не совершал того, что совершали они». (Бухари)

Хотя любовь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) является деянием сердца, наше внешнее состояние, то есть наши деяния, указывают на степень любви к нему, из чего следует, что наши деяния являются доказательством любви к нашему Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует). Именно на это указывают слова Всевышнего Аллаха: «Скажи, Мухаммад: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах полюбит вас». («Али Имран», 31 аят)

Мы, умма мусульман, должны знать, что наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запрещал превозносить его. Он сказал: «Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносили сына Марьям. Поистине, я – раб Аллаха. Поэтому говорите обо мне: «Раб Аллаха и Его посланник». (Бухари)

Тем более, что Всевышний Аллах сказал: «Скажи, Мухаммад]: «Не в моей власти принести себе пользу или вред, если только того не захочет Аллах. Если бы я ведал о сокровенном, то приумножил бы для себя долю в добре, а зло вовсе не коснулось бы меня. Ведь я – лишь увещеватель и вестник для тех, кто верует». («Аль-Аграф», 188 аят)

Сейчас третья декада благословенного месяца Рабиг аль-аууаль, в котором родился наш любимый пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует). И хотелось бы напомнить, что наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) посвятил религии всю свою жизнь. Его пророческая стезя была не легкой, но он с достоинством прошел через все тяготы и невзгоды. И мы, мусульмане, должны быть достойным звания уммы самого достойного посланника Аллаха – Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), во всем следуя его благословенной сунне, в чем и заключается суть любви к нему.

Абдуссамад Махат,

преподаватель медресе «Астана»

Толығырақ ...

ВСЕГДА ПРОСЫПАЙТЕСЬ НА УТРЕННИЙ НАМАЗ!

Один человек проснулся рано для того, чтобы совершить утренний намаз в мечети.

Он оделся, совершил омовение и пошел в мечеть. Но по пути он упал и запачкал свою одежду. Тогда он смахнул грязь и повернул домой.

Дома он сменил одежду, снова совершил омовение и отправился в мечеть. По дороге он опять упал на том же самом месте. И он опять смахнул грязь и вернулся домой, чтобы сменить одежду и совершить омовение.

По пути в мечеть, он встретил человека, который держал лампу. Тогда он спросил, кто этот человек и тот ответил: «Я видел, как ты дважды упал по пути в мечеть, поэтому я решил принести тебе лампу, чтобы осветить тебе дорогу».

Первый человек поблагодарил его и они вместе отправились в мечеть, когда же первый человек пригласил человека с лампой совершить утренний намаз вместе, тот отказался. Он пригласил его еще несколько раз, но человек с лампой отказался совершать с ним намаз. И тогда первый человек спросил его, почему человек с лампой не хочет молиться? И человек с лампой ответил: «Я шайтан».

Как удивился первый! И тогда шайтан стал объяснять ему: «Это из-за меня ты два раза падал и пачкал свою одежду. Когда ты вернулся домой, чтоб сменить одежду и снова пойти на молитву, Аллах простил все твои грехи. Тогда я заставил тебя упасть снова. Но даже это не остановило тебя, ты опять пошел в мечеть. Тогда Аллах простил грехи всех твоих домочадцев. Я испугался, что если ты упадешь еще раз, то Аллах простит грехи всех жителей твоей деревни. Тогда я проследил, чтобы ты дошел до мечети».

Не помогайте шайтану в его делах. Не оставляйте своих добрых намерений, потому что вы никогда не знаете каково будет вознаграждение.

Толығырақ ...

Враги и друзья сатаны

У сатаны спросили: - Скажите, кто – ваши друзья и кто – ваши враги?

На что сатана ответил: - Сначала я перечислю о своих пятнадцати врагах – это:

1. Мой первый враг – Святой Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), потому что он принес религию Аллаха в этот мир. Если бы не он, то моя миссия была бы весьма успешной. Тогда не осталось бы ни одного последователя истинного пути, указанного Аллахом.

2. Мой второй враг – такой справедливый правитель, кто использует власть, данную ему Всевышним, по назначению, то есть неподкупно и честно правит людьми с полным правосудием.

3. Мой третий враг – такой богатый человек, кто ни в малейшей мере не гордится своим богатством, не чувствует себя из-за этого выше по сравнению с окружающими его бедными людьми, и это богатство не отвлекает его от служения Аллаху, напротив, он щедро расходует его на богоугодные дела.

4. Мой четвертый враг – тот, кто честно занимается своим бизнесом.

5. Мой пятый враг – богобоязненный ученый, проповеди которого не расходятся с его делами.

6. Мой шестой враг – тот, кто показывает другим истинный путь. Кто дает другим знания о том, как исполнять обязанности мусульманина и что именно является запретным. Этот человек сводит на нет всю мою тяжелую работу.

7. Мой седьмой враг – тот, кто не слушает то, что запрещено, не смотрит на то, что запрещено, и не кушает то, что запрещено.

8. Мой восьмой враг - тот, кто всегда находится в состоянии ритуальной чистоты и носит только чистую одежду.

9. Мой девятый враг – человек с большим сердцем. Кто, даже сам, испытывая нужду, расходует свои деньги на пути Аллаха.

10. Мой десятый враг - тот, кто дает милостыню только ради Аллаха.

11. Мой одиннадцатый враг - тот, кто читает Коран и учит его наизусть, и живет в полной соответствии с учением Корана.

12. Мой двенадцатый враг – тот, кто выполняет ночные намазы. Более того, я всегда боялся и боюсь такого человека.

13. Мой тринадцатый враг - тот, кто вовремя дает закят.

14. Мой четырнадцатый враг - та женщина, которая всегда одевается строго по Шариату, искренне стремясь быть угодной Аллаху и строго соблюдать Его законы.

15. Мой пятнадцатый враг – тот, кто настолько искренен в служении своему Господу, что ни при каких условиях не забывает о Нем ни на мгновение.

- А теперь не могли бы вы перечислить ваших друзей.

- С удовольствием! Вот мои самые лучшие друзья:

- угнетатели и притеснители, которые занимают руководящие должности.

- деловые люди, которые обманывают своих клиентов при совершении сделок.

- люди, употребляющие или продающие алкогольные напитки.

- состоятельные люди, которые возгордились из-за своего богатства и вдобавок отказываются оказывать материальную помощь нуждающимся.

- клеветники, кляузники и сплетники, а также люди, которые своими разговорами увеличивают вражду между людьми и те, кто рассказывает о чужих недостатках.

- к моими лучшим друзьям относятся те люди, которые незаконно отнимают жизнь у других.

- также у меня крепка дружба с людьми, присваивающими то, что принадлежит сиротам.

- те люди, чей доход основывается на ростовщичестве, тоже мои верные друзья.

- мои друзья это также те, кто придает земной жизни большее значение, чем жизни, которая последует за ней. Такие люди предпочитают совершать поступки, которые приносят им пользу только в этой жизни, а в будущей жизни это принесет только горе и потери. И они не спешат с совершением добрых дел, угодных Создателю.

- следующими по списку моих друзей следуют такие люди, которые не торопятся покаяться перед Аллахом за свои грехи, а взамен, продолжают вести грешную жизнь, откладываю покаяние на потом.

- и еще моими друзьями являются те, кто поощряет легкомысленное поведение, распутство или способствует женщинам соблазнять других.

Толығырақ ...

Виды нечистот

Нечистоты, препятствующие полноценному выполнению поклонения, именуются наджаса (нечистоты). При наличии нечистот на теле, одежде или месте поклонения мусульманин обязан устранить их перед молитвой, а иначе намаз может оказаться недействительным.

Виды наджаса:

1. Кал.

В первую очередь следует упомянуть именно этот вид экскрементов, являющийся продуктом жизнедеятельности человека, а также животных – как разрешенных (баран, корова, лошадь), так и запрещенных (осел, свинья) Его наличие в любом количестве препятствует выполнению молитвы.

В качестве способа очищения от фекалий могут служить либо современные химические средства (порошок, хозяйственное и туалетное мыло), либо обычная земля.

Исключением служит кал дозволенных в пищу некрупных птиц – голубей и воробьев, который не считается наджасом.

2. Моча.

Наличие этого вида так же препятствует выполнению молитвы. Однако здесь имеются некоторые оговорки. Если богословы едины во мнении, что содержимое мочевого пузыря человека и запретных в пищу животных – скверна, то в отношении мочи дозволенного скота есть небольшие разногласия. Ханафитские ученые наряду с обычным наджасом выделяют и облегченный. Мочу второй группы животных они относят именно к облегченным нечистотам, наличие которых на поверхности менее 25% не нарушает молитву. Богословы других мазхабов считают мочу любых зверей недопустимой в месте совершения намаза.

Способ очищения от мочи такой же, как и от кала.

3. Все, что имеет отношение к свиньям.

Это мясо, жир, кожа, шерсть, копыта и т.д. Все связанное с этим животным – наджаса. Отсюда следует простой вывод: нельзя совершать намаз в одежде, содержащей свиную кожу.

4. Спирт.

К нечистотам Шариат относит и алькогольные напитки.

5. Кровь.

Также к наджаса относится кровь человека и животных (как разрешенных, так и запрещенных). При ее попадании на одежду или на тело необходимо смыть. Исключением служит содержимое кровеносной системы обитателей воды, а также представителей фауны, чья кровь не течет (муравьи, блохи).

Нередко бывает и такое, что следы от крови на предметах гардероба остаются даже после полноценной стирки. В такой одежде мусульманину молиться дозволено.

В отношении кровянистых выделений во время менструации и после родов у женщин богословы едины в мнении об их скверности.

6. Гной.

Согласно иджме (единогласное мнение богословов) гной является наджасом.

7. Мертвечина.

К нечистотам относится мясо, кровь, внутренние органы животных, которые умерли естественной смертью или были убиты другими животными и людьми, но без соблюдения требований Шариата. Исключением в данном случае служат рыбы и саранча. Считается, что кожа таких животных после обработки становится чистой и теряет статус наджаса. Иными словами, мусульманин может спокойно носить одежду из кожи или меха животного, заколотого без соблюдения требований исламских канонов. Дискуссии по этой теме вызывает лишь шкура собаки. Дело в том, что богословы-шафииты относят ее к нечистотам, так как собака, по их мнению, обладающая нечистой слюной, постоянно умывается ею, а значит, делает нечистой и шерсть. Ученые других мазхабов не считают шерсть псины скверной.

8. Слюна собаки.

Всем, кто держит в доме собаку, необходимо обязательно использовать специальный молитвенный коврик и одежду, если в ней был контакт с собакой. Это связано с тем, что изо рта собак постоянно капают слюни, которые попадают на пол или одежду хозяина. Если же слюна животного попала на посуду, то ей тоже нельзя пользоваться, тщательно не промыв. В одном из хадисов сказано: «Если собака поела из вашей посуды, то помойте ее 7 раз, один из которых – землей». (Бухари) Что касается одежды, на которую попала слюна собаки, то ее достаточно постирать с порошком.

9. Рвотные массы.

Большинство богословов относят рвоту тоже к нечистотам. Основным доводом в пользу этой позиции служит хадис, в котором говорится, что одежду нужно очищать от пяти веществ, одним из которых названа и рвота.

10. Сперма

Еще одним видом наджаса считается мужское семя – сперма, а также выделения из полового члена, возникающие при болезни в результате большого напряжения мышц и мази (выделения, выделяющиеся в результате возбуждения) Такого мнения, например, придерживаются ученые ханафитского и маликитского мазхабов. Ханбалиты считают их чистыми. Также существует мнение, что если человек, после справления нужды не промыл половой орган и у него появились выделения, то они скверны, а если же он помыл – то они чисты.

Очищение в данном случае зависит от того, в каком виде они остались на одежде. Если в жидком, то необходимо хорошо промыть водой так, чтобы не осталось следов. Если же в сухом виде, то достаточно будет содрать засохшую сперму при помощи ногтей или иных подручных средств.

Толығырақ ...

В Исламе нет места принуждению!

Никто не может заставить принять Ислам – такова одна из основополагающих истин Ислама. Принять Ислам или оставаться сторонником неверия, каждый решает сам. В случае отказа о запугивании или причинении вреда не может быть и речи. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий». (Коран, 2:256)

«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (Коран, 10:99)

«Если они станут препираться с тобой, то скажи: «Я подчинил свой лик Аллаху вместе с теми, кто последовал за мной». Скажи тем, кому даровано Писание, а также необразованным людям: «Обратились ли вы в Ислам?» Если они обратятся в Ислам, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только передача откровения. Аллах видит рабов». (Коран, 3:20)

«На Пророка не возложено ничего, кроме передачи откровения». (Коран, 5:99)

Призыв к Исламу следует вести мирным путем, увещевая словами, но ни в коем случае не оружием. Так, в письме римскому императору Гераклиусу Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) писал: «Призываю тебя принять Ислам. Прими Ислам, чтоб Всевышний Аллах вдвойне одарил тебя благом. Но если ты не примешь Ислам, понесешь грехи и провинности всего твоего народа». (Бухари)

Мусульманин должен призывать к религии так, чтобы рассеять все сомнения в правдивости Ислама и привести все необходимые для этого доказательства. Лишь тогда желающие могут принять Ислам, а нежелающие – вольны поступить, как хотят.

Ислам призывает обеспечить безопасность и справедливость для всех – мусульман и немусульман. И при этом мусульмане не могут принуждать к принятию Ислама. Согласно шариату, даже под правлением мусульман, немусульмане, если пожелают, могут придерживаться своей веры. Однако они должны почитать законы государства.

Из истории известно, что праведные халифы запрещали покушаться на жизни священников и монахов, не участвующих в сражении. Так, отправив армию в Сирию воевать против агрессивных римских легионеров, первый праведный халиф Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) приказал: «Вы встретите людей, посвятивших себя служению Богу (монахов). Пусть они продолжают заниматься своим делом».

Толығырақ ...

Благодарность Всевышнему Аллаху за его дары

Благодарность Всевышнему Аллаху за Его дары – сущность нашего создания, тем более, что в религии существует приказ благодарить Всевышнего Аллаха за Его дары: «Аллах вывел вас из чрева ваших матерей в тот миг, когда вы ни о чем не ведали. Затем Он наделил вас слухом, зрением, сердцами, — быть может, вы будете благодарны». («Ан-Нахль», 78 аят)

К тому же Всевышний Аллах сообщил, что выражение благодарности является поклонением: «И возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь». («Аль-Бакара», 172 аят)

Каждое поклонение достойно похвалы. Так, Всевышний Аллах восхвалил пророка Ибрахима (мир ему), который благодарил своего Создателя за Его дары: «Воистину, Ибрахим не был из многобожников, он был предводителем и покорным Аллаху ханифом,благодарным за благодеяния Его. Аллах избрал его и вывел на прямой путь». («Ан-Нахль», 120-121 аят)

Что такое «благодарность Всевышнему Аллаху»?

Это признание Его даров в душе, произношение о них вслух и расходование их на пути религии. Именно об этом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал следующее: «Чтобы не даровал Всевышний Аллах рабу, и тот признает, что она от Всевышнего Аллаха, то ему записывается его благодарность. Как только раб сожалеет о своем грехе, то его грех прощается до того, как попросит прощения за него. Поистине, человек покупает одежду за деньги, и, одевая ее, восхваляет Всевышнего Аллаха, то его грехи прощаются до того, как одежда достигнет его колен». (Тирмизи)

Также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Кому даруется четыре блага, тому будет даровано благо этого мира и Ахирата: благодарное сердце, поминающий язык, терпеливое в испытаниях тело, жена, не поступающая вероломно по отношению к мужу и его имуществу». (Тирмизи)

Благодарный раб Всевышнего Аллаха не скрывает милость, дарованную ему его Создателем, что также является выражением благодарности Всевышнему Аллаху за его дары. В данном случае это можно назвать «жестом благодарности». Именно на это указывал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), сказав: «Ешьте, пейте и жертвуйте без высокомерия и излишества! Поистине, Всевышний Аллах любит видеть следы своих даров у Своего раба». (Ахмад)

Какова награда благодарности Всевышнему Аллаху?

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах доволен Своим рабом, который воздает Ему хвалу за каждый съеденный кусок пищи и каждый выпитый глоток воды». (Муслим)

То есть, наградой за благодарность Всевышнему Аллаху является удостаивание Его довольства, что и является главной целью любого поклонения.

Также Всевышний Аллах сказал: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки». («Ибрахим», 7 аят)

Как раб должен благодарить Всевышнего Создателя?

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Когда Всевышний Аллах дарует милость семье, имуществу и детям Своего раба и тот произносит: «Это то, что пожелал Аллах, и нет мощи, кроме как у Аллаха»,-то не будет другого бедствия, кроме смерти». (Байхаки)

То есть его семью и имущество не постигнет несчастье вплоть до его смерти.

Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) передает, что: «Если Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) получал весть, которая радовала его, то он падал ниц перед Всевышним Аллахом». (Абу Дауд)

Милость Всевышнего Аллаха в том, что каждая часть нашего тела, каждый орган в состоянии восхвалять и благодарить Всевышнего Создателя.

Мухаммад ибн Хани (да будет доволен им Аллах) передает: «Кто-то спросил у Абу Хазима (да будет доволен им Аллах): «Что является благодарностью глаз?» Абу Хазим (да будет доволен им Аллах) ответил: «Если ты увидел ими благое, то говоришь об этом, если же что-либо плохое, то молчишь об этом».

- Что является благодарностью ушей?

- Если услышал благое, то говоришь об этом, если же плохое, молчишь об этом.

- Что является благодарностью рук?

- Не бери то, что не принадлежит тебе, и не удерживай то, что по праву принадлежит Аллаху.

- Что является благодарностью живота?

- Чтобы в нижней ее части была еда, а в верхней – знание.

- Что является благодарностью половых органов?

- Как сказал Всевышний Аллах: «Воистину, блаженны верующие, которые не имеют сношений ни с кем, кроме как со своими женами или невольницами, за что они непорицаемы». («Аль-Муминун», 5-6 аят)

- Что является благодарностью ног?

- Если ты видишь покойника, который был хорошим человеком, ты благодарен за то, что следуешь за ним (совершаешь благо) и зарабатываешь воздаяния. Если же ты видишь покойника, который был плохим человеком, ты благодарен за то, что не следуешь за ним и не совершаешь грех. В то же время ты являешься благодарным рабом Всевышнего Аллаха. Тот, кто благодарит Всевышнего Аллаха языком, но не благодарит частями тела, подобен человеку, у которого есть одежда, которую он использует частично, и не спасает от жары, холода, снега и дождя». («Хильяту Аль-Аулия»)

Благодарность является причиной бараката.

Салман Аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) передает: «Кому-то было дано много богатства, но затем он лишился всего. И он начал восхвалять Всевышнего Аллаха, хотя у него не было ничего, кроме простого одеяла. Он продолжал восхвалят Всевышнего Аллаха, в то время как кому-то было даровано богатство. И богач обратился к нему: «Почему ты восхваляешь Всевышнего?!»

- Я восхваляю Всевышнего Аллаха за то, что Он даровал мне то, чего нет у других.

- Что же это?

- За то, что Он даровал мне глаза, язык, руки и ноги!» («Шукру лил-лях ли Ибни Аби Ад-Дунья»)

Сагид ибн Гамир (да будет доволен им Аллах) передает: «Как-то раз к Юнусу ибн Губайду (да будет доволен им Аллах) пришел человек и стал жаловаться на жизнь. И тогда Юнус ибн Губайд (да будет доволен им Аллах) спросил у него: «Обрадовался бы ты, если тебя лишили глаз за 100 тысяч дирхам?»

- Нет.

- А если бы лишили тебя рук за 100 тысяч?

- Нет.

- А если бы лишили тебя ног за 100 тысяч?

- Нет.

Таким образом, Юнус, перечислив блага, дарованные ему Всевышним Аллахом, добавил: «Я вижу, что у тебя есть сотни тысяч дирхамов, а ты при этом жалуешься на жизнь». (Байхаки)

Мы привыкли мерить милость Всевышнего Аллаха своим богатством, имуществом или же каким-либо достижением. Хотя на самом деле милостью, даром Всевышнего Аллаха является не только то, чем мы владеем, но и то, чего у нас нет. Так, Абу Хазим (да будет доволен им Аллах) передает: «Милость дуньи, которую скрыл от меня Всевышний Аллаха, более величественнее той, которую он даровал мне. Поистине, я видел людей, которым было даровано в изобилии и которые погибли по причине этого. Каждый дар, который не приближает к Всевышнему Аллаху – несчастье. И если ты видишь, что Всевышний Аллах продолжает даровать тебе, не смотря на то, что ты грешишь, то остерегайся!»

Эти слова Абу Хазима (да будет доволен им Аллах) подтверждает Суфйан в тафсире аята: «А тех, которые считают ложью Наши знамения, Мы завлечем так, что они даже не узнают этого». («Аль-Аграф», 182 аят)

«Им в изобилии будет дарована милость, которая будет отвращать их от благодарности».

Что нужно, чтобы стать благодарным рабом Всевышнего Аллаха и познать цену того, что даровано нам Всевышним Создателем? Ответ очень прост! Наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Смотрите на того, кто ниже вас, и не смотрите на того, кто выше, ибо это является наилучшим средством для того, чтобы вы не считали милость, оказанную вам Аллахом, незначительной». (Бухари)

Милостью Всевышнего Аллаха является испытания и несчастья. Так, Шурайх (да будет доволен им Аллах) сказал: «Какое бы несчастье не постигло раба, Всевышний Аллах дарует взамен три блага: чтобы это несчастье не касалось его религии (его имана, поклонения и т.п.), чтобы это несчастье не преобладало над несчастьем, которое ранее постигло его, чтобы это несчастье имело конец». («Агмаль аль-кулюб»)

Абдул-Азиз ибн Аби Сабит (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я увидел на руке Мухаммада ибн Уасига язву. Он, заметив, что это огорчило меня, сказал: «Ты не знаешь, какая это милость для меня, так как она не в моем глазе, не на языке, не на гениталии. Поэтому она не доставляет мне неудобств». («Хильятуль-аулия»)

В Судный день милость Всевышнего Аллаха будет сопоставляться с нашими деяниями. Понятно, что наши благодеяния не будут соответствовать даже малой доле того, что было даровано нам Всевышним Аллахом. Именно на это указывается в хадисе, который передал имам Муслим от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Никому из вас не помогут его деяния». Люди спросили: «О, Посланник Аллаха! И даже тебе?»

- И даже мне. Если только не прощение и милость Всевышнего Аллаха».

Именно поэтому, когда у Абу Аль-Мугира (да будет доволен им Аллах) спрашивали: «О, Абу Мухаммад! Как ты встретил утро?» Он отвечал: «Мы встретили утро в дарах Всевышнего, не в состоянии отблагодарить Аллаха за них, желая удостоиться любви Всевышнего, в то время, когда Он не нуждается в нас и совершая, то что гневит Его, при этом нуждаясь в Нем». («Аль-Бахрур-Раик»)

Мугаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) передает: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) услышав, как кто-то сказал: «О, Аллах! Я прошу у Тебя полной милости»,-спросил: «Знаешь ли ты, что такое «полная милость»?

- Это молитва, посредством которой я желаю блага.

- Поистине, полной милостью является удостаивание джанната и спасение от ада». (Тирмизи)

Суть веры во Всевышнего Аллаха состоит в благодарности Ему за Его блага, будучи уверенным в том, ни что не может быть даровано, кроме как Всевышним Создателем, а по сему, всех восхвалений и благодарностей достоин лишь Всевышний Аллах.

В заключении хотелось бы попросить Всевышнего Аллаха, чтобы Он облагодетельствовал нас милостью поминания Его, благодарности и поклонения Ему! Аминь!

Абдуссамад Махат,

преподаватель медресе «Астана»

Толығырақ ...