Четыре совета грешникам

Жил в одно время грешный человек. Сколько бы он ни давал себе слово не совершать грехов, его дурные привычки не оставляли его. И вот он решил найти человека высокообразованного и строго соблюдающего Ислам. Ему посоветовали обратиться к Ибрахиму ибн Адхаму.

Грешник, придя к Ибрахиму ибн Адхаму, попросил его: – Я не могу никак избавиться от своих дурных привычек. Дай мне совет, как мне больше не совершать грехов. – Я дам тебе четыре совета. Если все время будешь помнить о них, то Всевышний Аллах поможет тебе избавиться от дурного, – ответил Ибрахим ибн Адхам.

Человек очень обрадовался и стал внимательно слушать.

– Дам тебе первый совет, – начал Ибрахим ибн Адхам. – Где бы ты ни был, что бы ты ни делал, не забывай, что Всевышний Аллах тебя видит.

– Второй мой совет: если ты совершил какой-либо грех, то не ешь из того пропитания, которое тебе дал Аллах. Разве может быть такое, что ты веришь в Него, ешь из того, что Он дает, и в то же время идешь против Его воли? – продолжил он.

После каждого совета Ибрахим ибн Адхам некоторое время выжидал, чтобы советы запали в душу грешника.

– А какой же третий совет? – спросил человек.

Ибрахим ибн Адхам спокойным голосом слово за словом произнес: – Третий мой совет тебе таков: когда тебе снова захочется согрешить, ты вспомни, что весь этот мир и то, что в нем есть, принадлежит Всевышнему Аллаху. Если же ты совершишь свой грех, то ни в коем случае не оставайся во владениях Аллаха, сразу ищи себе другое место.

Человек был верующим, поэтому от услышанного совета он начал заикаться: – Как же, куда же я уйду в другое место, ведь все принадлежит Аллаху?

Ибрахим ибн Адхам, заглянув ему в глаза, воскликнул: – Какая неблагодарность! Ты живешь в его владениях, и ты же пытаешься идти против Него!

Сказанные слова взволновали того человека, и он попросил четвертого совета.

– Придет время твоей смерти, и ангел Азраиль придет забирать твою душу. Но ты скажи ему в это время: «О, Азраиль! Ты пришел не вовремя. Придешь тогда, когда я раскаюсь в своих грехах. Пока мне нужно поклониться Аллаху и попросить у Него прощения», – ответил Ибрахим ибн Адхам.

– Но так не может быть! Как же я могу у Азраиля попросить это? Когда он придет ко мне, я уже ничего не смогу поделать! – удивленно переспросил человек.

Ибрахим ибн Адхам, завершая свое наставление, сказал: – Эх, человек! Знаешь, что Всевышний Аллах тебя видит. Питаешься тем, что Он тебе дает. Живешь в Его владениях. Когда придет ангел смерти, попросить у него отсрочки не сможешь. В таком случае, кайся, пока еще не пришел к тебе Азраиль (алейхиссалям). Делай то, что приказано совершать рабу. Стремись приблизиться к Всевышнему Аллаху, быть нравственно чистым и поклоняющимся.

Четыре услышанных совета взволновали грешника, и он громко зарыдал. Начал раскаиваться в своих грехах и с этого дня перестал грешить. Всей душой и всем нажитым имуществом начал трудиться ради Ислама. Он покинул своих прежних знакомых, стал учеником Ибрахима ибн Адхама и развил свои познания. Сменив прежнее греховное окружение, вскоре начал совершать праведные дела...

Толығырақ ...

14 правил вежливости!

Для ведения интересной и полезной жизни, а также улучшения своих знаний, Всевышним Аллахом человечеству была дарована речь и возможность общения людей между собой. Люди выражают свои мысли и чувства, просьбы и желания именно в процессе общения. Как и любая другая способность, речь подвержена улучшению и ухудшению. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы произведем на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение вашего собеседника. Поэтому хотелось бы на основании всем известных коранических аятов и хадисов составить небольшой свод правил мусульманской этики общения с окружающими.

- Когда ведете разговор, то говорите и не тихо и не громко, соблюдая такой темп, чтобы вас услышали все присутствующие.

Сподвижники говорили: «Речь Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)была настолько ясной, что все присутствующие легко понимали его». (Абу Дауд)

Имеется в виду, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил негромко, он выбирал тот темп, при котором сказанные им слова люди легко понимали и запоминали. Про ведение речи пророком даже говорили «много смысла в малом количестве слов». (Джауамиуль-калим)

- При разговоре следите за правильной мимикой – не кривите ртом, не облизывайте губы и т.п. Не забывайте, что в присутствии старшего по возрасту человека разговор должен начать он.

Однажды в Медине прошло собрание сподвижников. Слово взял один из самых младших по возрасту Абдур-Рахман бин Сахль (да будет доволен им Аллах). Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) это не понравилось и он, остановив его, приказал: - Предоставь слово старшим! – и снова повторил. - Предоставь слово старшим!

Неуважение ко взрослым в разговоре является ярким показателем бескультурья. Это вскоре приведёт лишь к тому, что его просто перестанут считать серьезным собеседником.

- Речь - зеркало внутреннего мира человека, поэтому любой мусульманин должен соблюдать культуру общения, стараться использовать общеупотребительные благозвучные слова и исключить из речи нелитературную лексику.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил:
«Кто даст мне слово, что будет хранить то, что находится между двумя челюстями (имеется в виду язык) и свою честь, то я ему дам слово, что он непременно попадет в рай». (Бухари)

- Не имейте привычку преувеличивать факты, не лгите, и если не имеете знаний по теме разговора, то не пытайтесь показаться знатоком. Ведь наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Тот, кто лжет, тот не из нас». (Муслим)

- Если кто-то начал разговор до вас, то дослушайте его, не перебивайте, иначе слушатели сочтут вас за наглеца. Существует даже такая поговорка «половина слов принадлежит говорящему, а другая половина – слушающему». По этому поводу Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) говорил: «Лучше молчать, пока тебя не попросят говорить, чем говорить, пока не попросят замолчать».

- Если вы заметили в речи собеседника ошибку или неточность, лучшим будет отвести человека в сторону, где никто вас не услышит, и вежливо разъяснить ему ошибочность его взглядов.

Когда умер один из сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Осман ибн Махзун (да будет доволен им Аллах), жена умершего между слов как-то сказала: «Поздравляю с вхождением в рай тебя, мой Осман». Выслушав ошибочное мнение вдовы, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мягким тоном ответил сказал: «О, жена Османа! Я, будучи пророком, не могу знать, войдет ли он в рай. Не спеши, откуда ты это можешь знать?» (Тирмизи)

- Если кто-то сообщит вам, что вы не правы, то не стыдитесь признать свою ошибку, ведь не признающий ошибку является высокомерным, а высокомерие - в огне. Если же вы уверены, что не ошиблись, имея на это разумные доводы, то не повышайте голос в споре, а тактично докажите свою точку зрения. Приводите четкие и ясные доводы, желательно подкрепленные фактами, а не громкими и оскорбительными словами.

Как говорил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего):
«Достаточно тебе греха — постоянного спора». (Тирмизи)

- Безусловно, сплетни запрещены, но даже если в вашем присутствии кто-то сплетничает, постарайтесь остановить его, ведь даже безмолвное присутствие на том собрании, где сплетничают, является пособничеством в совершении этого греха.

В достоверном хадисе сказано: «Если кто-то из вас заметит зло, он должен постараться исправить его своей рукой, если он не может это сделать, он должен постараться исправить его словами, если даже этого он не в состоянии сделать, он должен осудить это в сердце, и это есть самое малое проявление веры». (Муслим)

Если и это не помогло, собеседники не отреагировали на ваши слова, то лучше покиньте собрание.

- Не имейте привычку в разговоре с собеседником говорить только самому, наоборот, ведите оживленный диалог, старайтесь, чтобы другая сторона тоже активно участвовала в беседе. Воспитайте в себе качество, чтобы язык подчинялся разуму, а не разум языку. Это может привести к печальным последствиям.

Пророк ислама (мир ему и благословение Всевышнего) сказал про таких людей:
«Аллах не любит тех, кто говорит много, чуть ли не с пеной во рту». (Абу Дауд)

- При обращении к взрослому говорите с ним на «вы», применяйте к нему более уважительные слова, показывая значимость вашего отношения к нему.

- Не хвалитесь родителями, своими предками или принадлежностью к чему либо. Прямая похвальба чем-то - это унижение собеседника, ведь возможно, ваш слушатель не имеет того, чем вы хвалитесь.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Двое из членов общины моей впали в неверие: порочащий другого из-за его происхождения и причитающий над покойником». (Муслим)

- Если у вас нет настроения или вы огорчены чем-то, не хамите тому, кто обратился к вам с вопросом, говоря при этом что у вас горе. Возможно, он не знает, что у вас случилось, а возможно, пришел вас утешить.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), сказал: «В день Воскресения Всевышний Аллах оденет в почетные одежды любого верующего, который утешит своего брата по вере в беде».

- Если у вас попросили прощения за обиду или оплошность – прощайте, это одно из лучших дел которое делает человек.

Всевышний Аллах говорит в Коране: «Держись пути прощения, призывай к добру и отстранись от невежд!» («Аграф», 199 аят)

Хабир хазрат ХАНОВ

Толығырақ ...

14 правил вежливости!

Для ведения интересной и полезной жизни, а также улучшения своих знаний, Всевышним Аллахом человечеству была дарована речь и возможность общения людей между собой. Люди выражают свои мысли и чувства, просьбы и желания именно в процессе общения. Как и любая другая способность, речь подвержена улучшению и ухудшению. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы произведем на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение вашего собеседника. Поэтому хотелось бы на основании всем известных коранических аятов и хадисов составить небольшой свод правил мусульманской этики общения с окружающими.

- Когда ведете разговор, то говорите и не тихо и не громко, соблюдая такой темп, чтобы вас услышали все присутствующие.

Сподвижники говорили: «Речь Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)была настолько ясной, что все присутствующие легко понимали его». (Абу Дауд)

Имеется в виду, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил негромко, он выбирал тот темп, при котором сказанные им слова люди легко понимали и запоминали. Про ведение речи пророком даже говорили «много смысла в малом количестве слов». (Джауамиуль-калим)

- При разговоре следите за правильной мимикой – не кривите ртом, не облизывайте губы и т.п. Не забывайте, что в присутствии старшего по возрасту человека разговор должен начать он.

Однажды в Медине прошло собрание сподвижников. Слово взял один из самых младших по возрасту Абдур-Рахман бин Сахль (да будет доволен им Аллах). Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) это не понравилось и он, остановив его, приказал: - Предоставь слово старшим! – и снова повторил. - Предоставь слово старшим!

Неуважение ко взрослым в разговоре является ярким показателем бескультурья. Это вскоре приведёт лишь к тому, что его просто перестанут считать серьезным собеседником.

- Речь - зеркало внутреннего мира человека, поэтому любой мусульманин должен соблюдать культуру общения, стараться использовать общеупотребительные благозвучные слова и исключить из речи нелитературную лексику.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил:
«Кто даст мне слово, что будет хранить то, что находится между двумя челюстями (имеется в виду язык) и свою честь, то я ему дам слово, что он непременно попадет в рай». (Бухари)

- Не имейте привычку преувеличивать факты, не лгите, и если не имеете знаний по теме разговора, то не пытайтесь показаться знатоком. Ведь наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Тот, кто лжет, тот не из нас». (Муслим)

- Если кто-то начал разговор до вас, то дослушайте его, не перебивайте, иначе слушатели сочтут вас за наглеца. Существует даже такая поговорка «половина слов принадлежит говорящему, а другая половина – слушающему». По этому поводу Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) говорил: «Лучше молчать, пока тебя не попросят говорить, чем говорить, пока не попросят замолчать».

- Если вы заметили в речи собеседника ошибку или неточность, лучшим будет отвести человека в сторону, где никто вас не услышит, и вежливо разъяснить ему ошибочность его взглядов.

Когда умер один из сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Осман ибн Махзун (да будет доволен им Аллах), жена умершего между слов как-то сказала: «Поздравляю с вхождением в рай тебя, мой Осман». Выслушав ошибочное мнение вдовы, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мягким тоном ответил сказал: «О, жена Османа! Я, будучи пророком, не могу знать, войдет ли он в рай. Не спеши, откуда ты это можешь знать?» (Тирмизи)

- Если кто-то сообщит вам, что вы не правы, то не стыдитесь признать свою ошибку, ведь не признающий ошибку является высокомерным, а высокомерие - в огне. Если же вы уверены, что не ошиблись, имея на это разумные доводы, то не повышайте голос в споре, а тактично докажите свою точку зрения. Приводите четкие и ясные доводы, желательно подкрепленные фактами, а не громкими и оскорбительными словами.

Как говорил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего):
«Достаточно тебе греха — постоянного спора». (Тирмизи)

- Безусловно, сплетни запрещены, но даже если в вашем присутствии кто-то сплетничает, постарайтесь остановить его, ведь даже безмолвное присутствие на том собрании, где сплетничают, является пособничеством в совершении этого греха.

В достоверном хадисе сказано: «Если кто-то из вас заметит зло, он должен постараться исправить его своей рукой, если он не может это сделать, он должен постараться исправить его словами, если даже этого он не в состоянии сделать, он должен осудить это в сердце, и это есть самое малое проявление веры». (Муслим)

Если и это не помогло, собеседники не отреагировали на ваши слова, то лучше покиньте собрание.

- Не имейте привычку в разговоре с собеседником говорить только самому, наоборот, ведите оживленный диалог, старайтесь, чтобы другая сторона тоже активно участвовала в беседе. Воспитайте в себе качество, чтобы язык подчинялся разуму, а не разум языку. Это может привести к печальным последствиям.

Пророк ислама (мир ему и благословение Всевышнего) сказал про таких людей:
«Аллах не любит тех, кто говорит много, чуть ли не с пеной во рту». (Абу Дауд)

- При обращении к взрослому говорите с ним на «вы», применяйте к нему более уважительные слова, показывая значимость вашего отношения к нему.

- Не хвалитесь родителями, своими предками или принадлежностью к чему либо. Прямая похвальба чем-то - это унижение собеседника, ведь возможно, ваш слушатель не имеет того, чем вы хвалитесь.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Двое из членов общины моей впали в неверие: порочащий другого из-за его происхождения и причитающий над покойником». (Муслим)

- Если у вас нет настроения или вы огорчены чем-то, не хамите тому, кто обратился к вам с вопросом, говоря при этом что у вас горе. Возможно, он не знает, что у вас случилось, а возможно, пришел вас утешить.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), сказал: «В день Воскресения Всевышний Аллах оденет в почетные одежды любого верующего, который утешит своего брата по вере в беде».

- Если у вас попросили прощения за обиду или оплошность – прощайте, это одно из лучших дел которое делает человек.

Всевышний Аллах говорит в Коране: «Держись пути прощения, призывай к добру и отстранись от невежд!» («Аграф», 199 аят)

Хабир хазрат ХАНОВ

Толығырақ ...

Десять качеств, присущих Пророку

Всевышний в суре «Аль-Калам», обращаясь к Пророку (да благославит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, ты человек превосходного нрава». («Аль-Калям», 4 аят)

Мудрецы говорят: «Если хошечь узнать действительно ли кто-либо является хорошим человеком, то поспрашивай о нем у его врагов». Кто из нас может утверждать, что все отзывается о нем хорошо? Разве не бывает так, что иной раз даже те, кого мы считаем близкими нам людьми, иной раз отзываются о нас недобрым словом?

Нрав же нашего Пророка (да благославит его Аллах и приветствует) был таков, что даже враги не могли указать на его недостатки в его характере и поступках. Разве это не является доказательством истиности сказанного в этом аят?! И разве то, что даже недруги не говорят о ком-либо плохо, не является истинным мерилом праведности и превосходности его нрава?!

Иной раз получается так, что вместо того, чтобы притягивать к себе других, мы наоборот отталкиваем их от себя. Результатом этого могут быть различные факторы. И согласитесь, что очень часто неприязнь других может быть вызвана нашим же поведением.

Мы хотим познакомить читателя с десятью качествами, которые были присущи пророку Мухаммада (да благославит его Аллах и приветствует). И нет сомнения в том, что обладание ими может стать причиной того, что враги станут нашими друзьями, а друзья братьями.

И так, первое качество: стремление стать обладателем хорошего нрава. Ведь Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Среди мусульман наиболее совершенным иманом обладает те, кто обладает самым хорошим характером и кротким нравом, которые притягивают к себе и к ним притягиваются, по причине их хорошего нрава. И нет блага в том, кто не притягивает к себе и нему не притягиваются, по причине его плохого нрава». («Аль-Джами`ус-Сагир», 9147)

Второе качество: восприятие проблемы других как свою. Ведь Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату того же, чего желает самому себе». («Сунанут-Тирмизи», 2634)

«Мусульманин мусульманину брат, и он не должен притеснять и предавать его. Тому, кто поможет своему брату в нужде его, Аллах поможет в его собственной нужде. Того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения». («Сахих Аль-Бухари», 2310)

Третье качество: оптимизм. Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, надежда – милость, дарованная Всевышним моей умме. И если бы не надежда, то мать стала бы кормить ребенка грудью, а человек не стал бы сажать саженцы». («Кашфуль-Хафа», 650)

Четвертое качество: смиренность и скромность. Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Скромность дарует человеку лишь возвышение. Будьте смиренными! И Всевышний возвысит вас». («Аль-Джами`ус-Сагир», 3411)

Пятое качество: мягкость в обращении с другими. Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал Ашаджжу Абд Аль-Кайсу (да будет доволен им Аллах): «Поистине, тебе присущи два качества, которые любит Аллах: кротость и терпеливость». («Сахиху Муслим», 25/17)

Шестое качество: приветливость. Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «То, что ты смотришь на брата улыбаясь – садака». («Тухфату Аль-Ахуази», 1963) То есть, приветливое обращение равносильно совершению хорошего поступка.

Седьмое качество: дарить подарки. Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Дарите друг-другу подарки. И между вами сложатся дружеские отношения». («Аль-Джами`ус-Сагир», 3374)

«Дарите друг-другу подарки. Поистине, подарок удаляет из сердца неприязнь». («Сунанут-Тирмизи», 2213)

Восьмое качество: следить за внешним видом. Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен. И Он любит прекрасное». («Сахиху Муслим», 147/91)

Девятое качество: говорить только хорошее. Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, говорит благое или хранит молчание». («Сахих Аль-Бухари», 5672)

Десятое качество: никогда не сердиться. Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Не сердись! Поистине, гнев – дурной поступок». («Аль-Джами`ус-Сагир», 9836)

И да предопределит нам Всевышний следование и подражание Пророку (да благославит его Аллах и приветствует) во всем! Аминь!

Толығырақ ...

Что неведомо Аллаху?

Как то раз трое мусульман, призывающих к вере, проходили мимо селения, жители являлись огнепоклонниками.

Мусульмане стали призывать их уверовать во Всевышнего Аллаха. Но жители отказались принять их призыв.

Пришли стражники, которые схватили мусульман и привели их к своему правителю. Мусульмане стали призывать к религии их правителя. Правитель не внял их призыву и приказал привести к нему своего жреца, чтобы тот побеседовал с мусульманами.

И жрец сказал: «Я задам вам несколько вопросов. И вы должны ответить на них».

Мусульмане ответили: «Хорошо. Мы постараемся ответить на ваш вопрос. Но с условием, что если мы ответим на твои вопросы, ты должен будешь уверовать во Всевышнего».

- Согласен.

Правитель удивился: «Как так?!»

Жрец успокоил его: «О правитель! Не беспокойтесь! Ведь они не способны ответить на мои вопросы».

Затем он обратился к мусульманам: «Ответьте мне: что не ведомо Аллаху? Что могут дать люди своему Создателю? Что несвойственно казне Аллаха? Что есть у людей и нет у Аллаха? И что сделал Аллах запретным для Себя?»

Мусульмане задумались.

Через некоторое время один из них воскликнул: «Я смогу ответить на твои вопросы. Ответ на первый вопрос: Всевышний не знает равных Себе. Потому, что нет ничего подобного Ему. Ведь Всевышний – Ахад (один, единственный). Ответ на твой второй вопрос: люди могут дать своему Создателю заем. Ведь Всевышний сказал: «Если вы дали Аллаху хороший заем, Он вернет вам вдвойне и простит Вас, ибо Аллах – Великодушный, Щедрый». (сура «Ат-Тагабун», 17 аят) Ответ на третий вопрос: казне Всевышнего несвойственна бедность и нищета. Ведь казна Аллаха всегда полна и Всевышний одаривает Своими дарами по Своему усмотрению. Ответ на четвертый вопрос: то, что есть у людей и нет у Всевышнего, это – жена и дети. И последнее: Всевышний сделал запретным для Себя несправедливость».

Жрец признав свой проигрыш сказал: «Да, действительно. Ваша религия – истиная религия. Что нужно, чтобы принять ее?».

- Скажи: «Нет божества кроме Аллаха и Мухаммад – пророк Его».

-  Нет божества кроме Аллаха и Мухаммад – пророк Его.

И люди, которые находились рядом, в том числе и правитель, все как один сказали: «Нет божества кроме Аллаха и Мухаммад – пророк Его».

Толығырақ ...

Быть полезным!

Наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал, что самым любимым человеком для Всевышнего Аллаха является самый полезный для других, и что самым любимым деянием для Всевышнего Аллаха:

- обрадовать мусульманина;

- избавление его от печали;

- уплата за него долга;

- и удовлетворение его нужды.(«Аль-Джамигус-сагир»)

Толығырақ ...