О важности правильности рядов в намазе

Эту тему можно подразделить на пять важных момента.

Первый момент: о важности выравнивания рядов в намазе.

Каждый, кого Всевышний Аллах облагодетельствовал милостью совершать пятикратный намаз, знает о важности выравнивания рядов в намазе.

Под «выравниванием рядов в намазе» подразумевается, в первую очередь, заполнение и выравнивание рядов.

Каково требование шариата по отношению к выравниванию рядов в намазе? Является ли это фардом, уаджибом или же сунной? И является ли грешником тот, кто пренебрегает этим действием в намазе?

Выравнивание рядов – одно из важных требований намаза. Так, указывая на важность выравнивания рядов в намазе, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Выравнивайте свои ряды, ибо, поистине, выравнивание ряда является одним из признаков совершенства молитвы». (Бухари)

Абдуллах ибн Масгуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Обычно перед началом молитвы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) брал нас за плечи и говорил: «Выравнивайтесь и не нарушайте единообразия, иначе сердца ваши придут к расхождениям». (Муслим)

Ан-Нугман ибн Башир (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) всегда выравнивал наши ряды так тщательно, будто собирался проверять по ним прямоту стрел, продолжая делать это до тех пор, пока не убеждался, что мы понимали, чего он от нас добивался». (Муслим)

Второй момент: чем является выравнивание рядов в намазе – фардом или же сунной?

Нет сомнения в том, что сказанное выше указывает на важность выравнивания рядов в намазе. Конечно же, в книгах по фикху вы не увидите, что выравнивание рядов в намазе является фардом, то есть обязательным требованием намаза. Но уже то, что наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) придавал особое значение правильности рядов в намазе, указывает на важность и даже обязательность этого действия, из чего следует, что выравнивание рядов в намазе является важной сунной намаза, при игнорировании которой принижается степень правильности молитвы. Есть множество доказательств этому. Так, в сборнике хадисов имама Бухари имеется глава под названием «Глава о грехе того, кто не выравнивает ряды в намазе», и в той же главе приводится следующий риуаят от Бушайра ибн Ясара Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), в котором он передает, что когда Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) прибыл в Мадину, его спросили: «Что отрицательного вы заметили в нас с тех пор, как вы видели Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)?» На что он ответил: «Ничего, кроме того, что вы не выравниваете ряды в намазе». (Бухари)

Имам Хафиз Ибн Хаджжар, в своем комментарии «Фатх Аль-Бари», сказал, что имам Бухари указывал на то, что выравнивание рядов в намазе является уаджибом по причине требования Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует): «Выравнивайте свои ряды!»

На важность выравнивания рядов в намазе также указывают и следующие слова нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «Молитесь так же, как на ваших глазах молился я». (Бухари)

Следует помнить также и о строгом предупреждении Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) в отношении пренебрежения выравнивания рядов в намазе.

Но как бы там не было, Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах), будучи одним из самых ученых сподвижников нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), не стал указывать, что намаз, в котором не соблюдена правильность рядов, следует совершать заново.

Третий момент: как следует выравнивать ряды в намазе?

В намазе ряды выравниваются по груди и стопам, точнее по пяткам, так как человек, когда стоит, опирается на пятки, а не на всю стопу.

Возникает вопрос: почему не по длине стопы? Дело в том, что стопа у каждого человека разная. Это понятно хотя бы по тому, что каждый имеет свой, определенный размер обуви.

Остается добавить, что выравнивание ря­дов по сун­не зак­лю­ча­ет­ся в том, что молящиеся сто­ят ря­дом та­ким об­ра­зом, что меж­ду ни­ми не ос­та­ет­ся пус­тот. Кро­ме то­го, никто не должен сто­ять впе­реди или сза­ди ря­да, а дол­жен на­ходит­ся на од­ной ли­нии с дру­гими.

Четвертый момент: следует ли, наряду с выравниванием, уплотнять ряды в намазе?

В этом вопросе следует уяснить, что выравнивание рядов не имеет ничего общего с тем, что сегодня можно наблюдать в мечетях, когда кто-то наряду с выравниванием ряда, старается уплотнить его, наступая на стопы рядом стоящих людей, и тем самым доставляя неудобства окружающим.

Да, наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) указывал на выравнивание рядов в намазе, но ни как не на создание столпотворения и неудобств окружающим. Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал следующее: «Следите за рядами, стойте плечом к плечу, заполняйте пустоты, уступайте рукам ваших братьев и не оставляйте промежутков для шайтана». (Абу Дауд)

Пятый момент: является соединение стоп молящихся сунной?

Как мы видим, в вышесказанном хадисе говорится о выравнивании рядов, о заполнении пустот, но ни как не о столпотворении. Но нес­мотря на это, не­кото­рые счи­та­ют, что со­еди­нение стоп сто­ящих ря­дом лю­дей в мо­лит­ве яв­ля­ет­ся сун­ной и  как пра­вило, они, нас­той­чи­во при­дер­жи­ваясь дан­но­го прин­ци­па, мо­гут при­давать это­му по­вышен­ное зна­чение. К то­му же они обыч­но кри­тику­ют тех лю­дей, ко­торые не соб­лю­да­ют дан­ное ус­ло­вие в на­мазе, об­ви­няя их в том, что они не сле­ду­ют сун­не. По­это­му пред­став­ля­ет­ся це­лесо­об­разным объ­яс­нить и разъ­яс­нить суть дан­но­го воп­ро­са.

Из­вес­тно мно­го из­ре­чений Про­рока (да благословит его Аллах и да приветствует) от­но­ситель­но дан­но­го воп­ро­са, од­на­ко в них ни­чего не го­ворит­ся о со­еди­нении стоп мо­лящих­ся. Так­же было и при че­тырех пра­вед­ных ха­лифах, которые уде­ляли боль­шое зна­чение вып­рямле­нию ря­дов в намазе, но не соединению пяток молящихся.

Во всех хадисах, касающиеся выравнивания рядов в намазе, говорится о выравнивании рядов и плеч, но ничего не сказано о сведении стоп с рядом стоящими. Наряду с этим в хадисах говорится о том, что Про­рок (да благословит его Аллах и да приветствует) учил сво­их спод­вижни­ков дер­жать пле­чи на од­ной ли­нии. Так­же он про­водил ру­ками по их гру­дям и пле­чам, вып­рямляя ря­ды, но при этом наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) ни­чего не го­ворил сво­им спод­вижни­кам от­но­ситель­но при­со­еди­нения их стоп к сто­пам ря­дом сто­ящих во вре­мя мо­лит­вы и ни­кого не зас­тавлял это де­лать.

Те, кто считает, что в намазе стопы рядом стоящих должны касаться, ссылаются на хадис, переданный Нуг­мана ибн Ба­шира и Ана­са ибн Ма­лика (да будет доволен ими Аллах), ко­торые име­ют­ся в сбор­ни­ке хадисов има­ма Бу­хари. Тем не ме­нее, ис­поль­зо­вание ими дан­ных выс­ка­зыва­ний в ка­чес­тве до­каза­тель­ств, яв­ля­ет­ся не­вер­ным. Дело в том, что смысл дан­ных выс­ка­зыва­ний не нуж­но при­нимать в бук­валь­ном смыс­ле, ко­торый пред­по­лага­ет при­со­еди­нение стоп со сто­пами ря­дом сто­ящих лю­дей. Под дан­ны­ми выс­ка­зыва­ни­ями под­ра­зуме­ва­ет­ся лишь вы­рав­ни­вание и за­пол­не­ние ря­дов на­илуч­шим об­ра­зом, не ос­тавляя пус­тот меж­ду мо­лящи­мися.

Име­ет­ся мно­го при­чин, ука­зыва­ющих на то, по­чему дан­ные выс­ка­зыва­ния дол­жны по­нимать­ся вы­ше­ука­зан­ным об­ра­зом, а не дос­ловно. Так, Ха­физ Ибн Хад­жар Аль-Ас­ка­лани, в тол­ко­вании «Фат­х Аль-Ба­ри», сказал сле­ду­ющее: «Смысл дан­ных ха­дисов зак­лю­ча­ет­ся в том, что не­об­хо­димо вып­рямлять ря­ды и за­пол­нять пус­то­ты в ря­дах». Имам Кас­та­лани при­вел та­кое же объ­яс­не­ние в сво­ей кни­ге «Ир­шад-Са­ри». Кро­ме то­го, имам Ай­ни, в сво­ей кни­ге «Ум­да­туль-Ка­ри», сказал следующее: «Про­рок (да благословит его Аллах и да приветствует) пос­редс­твом этих выс­ка­зыва­ний хо­тел об­ра­тить вни­мание на вып­рямле­ние строк и за­пол­не­ние пус­тот в ря­дах». Более того, согласно утверждению некоторых ученых, воп­рос о при­со­еди­нении сто­пы со сто­пой сто­яще­го ря­дом че­лове­ка во вре­мя на­маза яв­ля­ет­ся но­вов­ве­дени­ем со сто­роны оп­ре­делен­ных лю­дей». (Фай­дуль-Ба­ри)

Из сказанного выше следует, что пра­виль­ный смысл хадисов о выравнивании рядов в намазе зак­лю­ча­ет­ся в том, что­бы под­чер­кнуть важ­ность вып­рямле­ния ря­дов и за­пол­не­ния пус­тот меж­ду ни­ми. К то­му же, ни один ха­дис не под­твержда­ет то, что ступ­ни ног дол­жны быть раз­дви­нуты до та­кой сте­пени. На са­мом де­ле, в ха­дисах го­ворит­ся о не­об­хо­димос­ти ос­тавлять мень­ше рас­сто­яния меж­ду ступ­ня­ми. Так, бы­ло пе­реда­но о том, что Аб­дулла бин Омар (да будет доволен им Аллах) не ос­тавлял боль­шое рас­сто­яние меж­ду ступ­ня­ми, так же как и не со­еди­нял их, а вы­бирал удоб­ное для се­бя и сред­нее с точ­ки зре­ния рас­сто­яние меж­ду ступ­ня­ми по­ложе­ние ног. (Аль-Муг­ни)

Конечно, данный вопрос заслуживает более объемного и подробного толкования. Но мы решили ограничиться кратким изложением лишь основных моментов выравнивания рядов в намазе, в надежде на то, что эта статья подтолкнет читателей к собственным изысканиям по данной теме, что будет причиной удостаивания ими довольства Всевышнего Аллаха. Остается добавить, что оче­вид­ной ошиб­кой и чрез­мерностью в соб­лю­дении Сун­ны яв­ля­ет­ся по­пыт­ка изог­нуть сто­пу так, что­бы кос­нуть­ся сво­ей щи­колот­кой щи­колот­ки со­седа. Это при­водит к бес­по­кой­ству, и это не пред­пи­сано в ша­ри­ате, а нап­ро­тив уве­личи­ва­ет пус­то­ты меж­ду сто­ящи­ми в ря­ду.

Абдуссамад Махат,

преподаватель медресе «Астана»

Толығырақ ...

О достоинстве любви ради Всевышнего Аллаха

Каждый из нас, верующих, сам не раз говорил или же слышал о любви к ближнему. Но что мы знаем мы о любви? В чем она заключается? И насколько правильно наше представление о любви?

Чтобы ответить на эти вопросы, наверное прежде всего следует уяснить значение слова «любовь». Так, лингвистическое значение слова «любовь» означает: привязанность, противоположность ненависти и отвращения. («Лисанюл-`араб», 1/290)

Что касается терминологического значения, то «любовь» означает: склонность к тому, что радует. («Аль-Му`джамул-Уасыт», 151)

Имам Ар-Ра`иб (рохматул-лахи аляйхи) сказал: «Любовь – это склонность души к тому, что она видит и что ей қажется хорошим (благим)». («Аз-Зари`ату иля макаримиш-шари`а», 256)

В Священном Коране есть немало аятов, в которых говорится о любви к людям, верующим, ко Всевышнему Аллаху. В частности, в 165-ом аяте суры «Аль-Бакара» Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху идолов и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали больше всего любят Аллаха».

Давая разъяснение к данному аяту имам Ибн Касир (рохматул-лахи аляйхи) говорит: «В этом аяте Всевышний Аллах говорит о состоянии неверных в этом мире и в Ахирате. Ведь они сотворили рукотворных богов и придали их Аллаху в сотоварищи. И они поклняются им и Аллаху, и любят их как Аллаха. А между тем Аллах – Один, и нет другого божества, кроме Него. У Него нет противоположности, нет равного Ему и нет у Него сотоварища. И в хадисах, переданных имамом Аль-Бухари и имамом Муслимом, Абдуллах ибн Мас`уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «С просил: «О Посланник Аллаха! Какой грех является самым тяжким?» И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Приравнивание к Аллаху чего-либо. А ведь Он является твоим Создателем». Слова же «Но те, которые уверовали больше всего любят Аллаха», по причине их любви ко Всевышнему Аллаху, истинного познания Его, Его почитания и утверждения Его единства. И они ничего не придают Ему в сотоварищи. Напротив они поклоняются лишь Ему, лишь на Него уповают, и лишь у Него ищут убежища во всех своих делах». («Мухтасару тафсири Ибни Касир»)

Из сказанного выше становится ясно, что:

- придание Всевышнему Аллаху сотоварища является наихудшим из грехов;

- верующие больше всего на свете любят Всевышнего Создателя, что выражается в познании и почитании Его, утверждении Его единства путем поклонения лишь Ему, а также в уповании лишь на Него.

Из сказанного выше также можно утверждать, что любовь ко Всевышнему Аллаху, прежде всего, должна выражаться в дейяниях, которые являются как бы синонимом, в смысловом конексте, такого важного для каждого мусульманина понятия, как иман. И доказательством этому являются высказывания нашего досточтимого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Так, в хадисе, переданном имамом Аль-Бухари от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Никто не почувствует сладостный вкус имана до тех пор, пока не полюбит кого-либо лишь ради Всевышнего Аллаха». («Сахих Аль-Бухари», 6040)

Давайте зададимся вопросом: «Что подталкивает человека к любви?» Конечно же любовь ко Всевышнему! И имено благодаря этой любви человек удостаивается лика Всевышнего Создателя в этом мире, и в Ахирате. И доказательством этому является то, что наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Один человек пошел навестить своего брата, жившего в другом селении, а Всевышний Аллах велел ангелу поджидать его на той дороге, которой он шел. Когда этот человек подошел к нему, ангел спросил: «Куда ты направляешься?» Он ответил: «Я хочу навестить своего брата, живущего в этом селении». Ангел спросил: «Может быть, ты оказал ему какое-нибудь благодеяние, а теперь стремишься получить от этого пользу?» Человек ответил: «Нет, поистине, я просто люблю его ради Всевышнего Аллаха». И ангел сказал: «Я же, поистине, послан к тебе Аллахом, чтобы сказать, что Аллах полюбил тебя так же, как ты полюбил этого человека ради Аллаха!» («Сахиху Муслим», 2567)

Теперь наверное стоит перейти к высказываниям о любви ради лика Всевышнего и ее достоинстве.

Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Покровительства Всевышнего Аллаха достоин тот, кто любил и ненавидел, кто дружил и враждовал ради Всевышнего Аллаха. И до тех пор пока не будет так, раб Всевышнего Аллаха не сможет вкусить сладостный вкус имана, даже если он будет много молиться и поститься. Многие люди любят друг-друга ради мирского. Но от этого нет никакой пользы». («Фатх Аль-Маджид», 344 стр.)

Абу Идрис Аль-Хауляни (рохматул-лахи аляйхи) передает: «Как-то раз, находясь в Дамаске, я вошел в мечеть и заметил там молодого человека с ослепительно белыми зубами, находившегося в окружении людей, которые обращались к нему, когда расходились во мнениях, и в дальнейшем опирались на то, что считал правильным он.

Я спросил, кто этот человек. Мне сказали, что это Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах).

На следующий день я отправился в мечеть пораньше, но оказалось, что он опередил меня и уже совершал молитву и я стал ждать, а когда он закончил молиться, я подошел к нему спереди поздоровался с ним. Затем я произнес: «Клянусь Всевышним, я люблю тебя ради Аллаха». Он спросил: «Ты клянешься Всевышним?»

- Да, я клянусь Всевышним!

- Ты действительно клянешься Всевышним?

- О да, я клянусь Всевышним!

И тогда он взял за подол моей одежды, притянул к себе, а затем сказал: «Так возрадуйся же! Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах сказал: «Я обязательно полюблю любящих друг друга ради Меня, встречающихся друг с другом ради Меня, посещающих друг друга ради Меня и ничего не жалеющих ради Меня!»(«Аль-Муатта»)

В заключении хотелось бы сказать, что «любовь между верующими обязательна всегда и везде, какой бы они национальности не были. И эту любовь предписывает им их иман и требование подчинения воле Всевышнего Аллаха. Ведь в хадисе, переданном имамом Мулимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не войдете вы в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведет вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте мир между собой». Поэтому мусульманин должны остерегаться вражды с верующими по причине мирского, принадлежности к какой-либо нации или же мазхабу и т.п. Ведь верующие – приближенные Всевышнего Аллаха. И вражда с приближенным Всевышнего равноценна вражде с самим Всевышним. И в кудси хадисе Всевышний Аллах предупредил: «Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне». («Аль-Бухус Аль-Ислямия», 79/177)

И да наставит нас Всевышний Аллах на путь истины и вложит в наши сердца истинную любовь к Нему! Аминь!

Толығырақ ...

30 Первых в Исламе!

1.Первым, кто написал Бисмиллаh, был Пророк Сулайман (алейхисалям).

2.Первый человек,выпивший воду Замзам, Пророк Исмаил (алейхисалям).

3.Первый человек, кому сделали обрезание, Пророк Ибрахим (алейхисалям).

4.Первый человек, кому вручат одежду в Судный День, Пророк Ибрахим (алейхисалям).

5.Первый человек, кого позовет Аллаh в Судный День, Пророк Адам (алейхи салям).

6.Первый, кто совершил саю между холмами Сафа и Марва, Сайидатина Хажар (мать Пророка Исмаила алейхисалям).

7.Первый, кого поднимут в Судный День, Пророк Мухаммад (салляЛлаhу алейхи васалям).

8.Первый исламский халиф - Абу Бакр Сиддик.

9.Первый кто начал отчет календаря по Хиджрие, Умар бин аль-Хатаб.

10.Первый, кто оставил пост халифа в Исламе, Хасан бин Али.

11. Первый, кто накормил грудью Пророка Мухаммада (салляЛлаhу алейхи васалям), Сувайба.

12.Первый мученик в Исламе из мужчин - Ясир.

13.Первая мученица в Исламе среди женщин - Сумайя бинт Хаббат.

14.Первый человек, написавший хадис в книге/листе:, Абдулла бин Амр бин аль-Ас (ръ.а).

15.Первый человек, стрелявший из лука в бою на пути Аллаhа, Саад ибн Абу Вакас.

16.Первый муэдзин в Исламе - Билал бин Рабах.

17.Первый человек, помолившийся с Пророком (салляЛлаhу алейхи васалям), Али бин Аби Талиб.

18.Первый человек, построивший Минбар мечети Пророка (салляЛлаhу алейхи васалям), Тамим ад-Дарийю.

19.Первый человек, использовавший саблю в бою на пути Аллаhа, Зубайр бин аль-Аввам.

20.Первый человек, написавший биографию Пророка (салляЛлаhу алейхи васалям), Иббан бин Усман бин Аффан.

21.Первый человек, уверовавший в Пророка (салляЛлаhу алейхи васалям), Хадиджа бинт Хувайлид.

22.Первый основатель Усуль аль-Дин (Исламской юриспруденции) - Имам Шафии.

23.Первый человек, построивший тюрьму в Исламе, Али бин Аби Талиб (ръ.а).

24.Первый правитель монарх в Исламе - Муавия ибн Абу Суфьян.

25.Первый человек, сделавший публичную библиотеку, Харун аль-Рашид.

26.Первый человек, организовавший государственную казну (Байтул Мал), Умар аль-Хаттаб (ръ.а).

27.Первый человек, запомнивший Къуръан наизусть после Пророка Мухаммада (салляЛлаhу алейхи васалям), Али бин Аби Талиб (ръ.а.).

28.Первый человек, построивший минарет/башню в Масжидул Харам в Мекке, халиф Абу Джафар аль-Мансур.

29.Первый посол в Исламе - Мусааб бин Умайр.

30.Первый человек, попадающий в Рай, Пророк Мухаммад (салляЛлаhу алейхи васалям).

Дана Укибаева

Толығырақ ...

Воздаяние знаний не прекращается со смертью

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются за исключением трёх: садака-джария, знания, которым могут пользоваться другие люди, или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него». (Муслим)

Толығырақ ...

Знание – непреходяще

Среди сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) было немало неимущих. Но, не смотря на это, мы по сей день вспоминаем о них. Взять хотя бы муаззина Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) – Абу Хурайру (да будет доволен им Аллах). Было время, когда Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) был на грани потери сознания от голода. Но он с достоинством прошел через испытание Всевышнего Аллаха и является одним из тех, кто передал самое большее количество изречений нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует).

Толығырақ ...

Знание – наследие пророков

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Тому, кто вступил на путь, желая обрести на нём знание, Всевышний Аллах облегчит путь в Рай, и, поистине, ангелы непременно будут возлагать свои крылья на искателя знания, выражая своё удовлетворение тем, что он делает, и, поистине, прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже киты в воде! Что же касается превосходства знающего над поклоняющимся, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами, и, поистине, обладающие знанием являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрёл его, достался великий удел». (Абу Дауд)

Не смотря на то, что после Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) прошло более 14 веков, этот хадис не теряет своей насущности.

Толығырақ ...