Рамазан оразасына қатысты қатаң ескерту

Жәбир (родиял-лаһу ғанһу) айтады: «Нәби (солләл-лаһу ғаләйһи уә салләм) мінберге шығып бара жатып: «Әмин! Әмин! Әмин!»,-деді. Кейін былай деді: «Маған Жәбрәил (ғаләйһис-саләм) келіп былай деді: «Уа, Мұхаммед! Ата-анасының бірі қартайған шағына жетіп, кейін өлгеннен соң тозаққа кірген пендені Алла Тағала рахметінен мақұрым етсін. Осыған: «Әмин»,-де!» Мен: «Әмин»,-дедім. Кейін Жәбрәил (ғаләйһис-саләм) былай деді: «Уа, Мұхаммед! Рамазан айына жете тұрып күнәсі кешірілмеген күйде өліп, кейін тозаққа кірген пендені Алла Тағала рахметінен мақұрым етсін. Осыған: «Әмин»,-де!» Мен: «Әмин»,-дедім. Кейін Жәбрәил (ғаләйһис-саләм) былай деді: «Жанында сен жайында айтылып тұрғанда саған салауат айтпаған, кейін өлгеннен соң тозаққа кірген пендені Алла Тағала рахметінен мақұрым етсін. Осыған: «Әмин»,-де!» Мен: «Әмин»,-дедім».

Хадистi Жәбирден (родиял-лаһу ғанһу) Имам Табарони риуаят еттi.[1]

Түсініктеме: ата-ана – жәннаттың есігі. Пайғамбарымыз (солләл-лаһу ғаләйһи уә салләм) айтқанындай «әке – жәннаттың ортаңғы есігі» және «жәннат – аналардың аяғының астында». Ата-анасын құрметтеген, қартайған шағында оларға қамқорлық еткен пенде жәннаты болары сөзсіз. Керісінше, қартайған ата-анасына қамқорлық етпеген, өзінің ата-анасына қатысты перзенттік міндетін атқармай кеткен пенде тозақы болуы әбден мүмкін. Бұл хадисте осы жайында айтылған!

Ораза мәселесіне келер болсақ, бір өткен Рамазан қайта оралады деп ойлама! Отыз күн ауыз бекіту, намаз оқу, пітір садақасын беру мүмкіндігі қайта беріледі деме! Тіл мен көзді, он екі мүшені арамнан сақтаудың сауабы қайта нәсіп болады деп үміттенбе! Бір өткен Рамазан қайта оралмайды. Демек, әрбір Рамазан, биылғы Рамазан – сен үшін сауапқа кенелудің бірден-бір мүмкіндігі. Сауапқа ұмтылмасаң, яғни ораза ұстап, намаз оқып, игі амал істемесең, Құдай сақтасын, күнәға батасың. Рамазанмен күнәң кешірілмеген күйде қош айтысасың. Нәтижеде Хақ Тағаланың рахметінен мақұрым қаласың. Жәбрәил (ғаләйһис-саләм) бізді осыдан сақтандырып тұр!

Салауат міселесіне келер болсақ, мұсылман Пайғамбарымыз (солләл-лаһу ғаләйһи уә салләм) жайында естіген жағдайда оған салауат айтады.

Салауат – жақсылық тілеу.

Ал салауат айтпаса онда Пайғамбарымыз (солләл-лаһу ғаләйһи уә салләм) айтқанындай «сараңның сараңы болады». Осының өзі пенденің Хақ Тағаланың рахметінен мақұрым қалуына себеп болуы әбден мүмкін!



[1]‏كنز العمال للمتقي الهندي، الأم، الحديث رقم 45448

Толығырақ ...

Строгое предупреждение, касающееся поста в Рамазан

Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поднимаясь на минбар Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: «Аминь! Аминь! Аминь!» Затем он произнес: «Ко мне пришел Джабраиль (мир ему) и сказал: «О, Мухаммад! Пусть тот, у кого один из родителей состарится, и который войдет после этого в ад, лишится милости Всевышнего Аллаха! Скажи: «Аминь!» И я произнес: «Аминь!» После этого Джабраиль (мир ему) сказал: «О, Мухаммад! Пусть тот, кто доживет до месяца Рамазан, и который умрет, а грехи его не будут прощены и войдет он после этого в ад, лишится милости Всевышнего Аллаха! Скажи: «Аминь!» И я произнес: «Аминь!» Затем Джабраиль (мир ему) сказал: «Пусть тот, кто при упоминании о тебе не произносит салауат, умрет и войдет после этого в ад, лишится милости Всевышнего Аллаха! Скажи: «Аминь!» И я произнес: «Аминь!»

Хадис от Джабира (да будет доволен им Аллах) передал Имам Табарони.[1]

Пояснение: родители – врата джанната. Так, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что «отец – срединная дверь джанната», и что «джаннат находится под стопами матерей». Нет сомнения в том, оказывающий уважение и покровительство престарелым родителям удостоится джанната. И, напротив, не почитающий родителей, не выполняющий своих обязанностей перед родителями, может быть наказан Всевышним Аллахом. Именно на это указывает данный хадис!

Что же касается поста в Рамазан, то не думай, что он повторится снова! Не надейся, что тебе будет дана возможность соблюсти пост прошедшего Рамазана, совершить намаз в нем, дать милостыню! Что тебе будет дана возможность удостоиться воздаяния прошедшего Рамазана, в котором ты, по причине своей небрежности, не постился! Тот Рамазан прошел. Но у тебя есть возможность не повторять своей ошибки. Наступает Рамазан! И если ты, по причине своей небрежности, снова упустишь возможность молиться, поститься, совершать поклонение, то можешь оказаться в числе тех, чьи грехи не прощены, и кто по этой причине лишается милости Всевышнего Аллаха. Джабраиль (мир ему) предупредил именно от этого!

Салауат – молитва за нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В корне же слово «салауат» означает: благо. То есть, произносящий салауат желает блага для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), за что Всевышний Аллах дарует десять благ тому, кто произносит его.

Произношение салауата при упоминании нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является этикой мусульман. А тот, кто при упоминании рядом с ним Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), не произносит салауат, считается «самым скупым из людей». Поэтому не удивительно, если тот, кто не произносит салауат при упоминании Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), лишается милости Всевышнего Создателя!



[1]‏كنز العمال للمتقي الهندي، الأم، الحديث رقم 45448

Толығырақ ...

Рамазан – месяц, в котором был ниспослан Коран

قال عن النبي صلى الله عليه وسلم: أنزلت صحف إبراهيم أول ليلة من شهر رمضان وأنزلت التوراة لست مضين من رمضان وأنزل الإنجيل لثلاث عشرة مضت من رمضان وأنزل الزبور لثمان عشرة خلت من رمضان وأنزل القرآن لأربع عشرة خلت من رمضان ‏

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сухуфы пророка Ибрахима (мир ему) были ниспосланы в первую ночь Рамазана. Таурат был ниспослан по прошествии шести дней Рамазана. Инджил был ниспослан по прошествии десяти дней Рамазана. Забур был нисполан по прошествии восемнадцати дней Рамазана, а Коран был ниспослан по прошествии четырнадцати дней Рамазана».

Хадис от Уасиля (да будет доволен им Аллах) передал Имам Табарони.[1]

Пояснение: если Аль-Хуляйми (рохматуллахи аляйхи) сказал, что: «Коран был ниспослан в пятнадцатую ночь Рамазана»,-то Имам Байхаки (рохматуллахи аляйхи) подтвердил сказанное им.[2]

Следующий момент! В эту ночь Коран был ниспослан в Ляух Аль-Махфуз.[3]

Ляух Аль-Махфуз – место, где хранятся предписания всех созданий.

После ниспосылания в Ляух Аль-Махфуз, Коран по частям ниспосылался нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) на протяжении 23 лет. Имам Ар-Рази (рохматуллахи аляйхи), относительно ниспосылания Корана на протяжении 23 лет, сказал следующее: «Если бы Коран был ниспослан целиком, то разум и мысли запутались». Наряду с этим, по мнению ученых, ниспосылание Корана по частям способствовало пониманию шариата, а также заучиванию аятов.[4]

Имам Ибн Хаджар (рохматуллахи аляйхи) сказал: «Этот хадис соответствует словам Всевышнего Аллаха:

شهر رمضان الذي أنزل فيه القرآن

Рамазан – месяц, в котором был ниспослан Коран»[5],-а также:

إنا أنزلناه في ليلة القدر

-«Поистине, Мы ниспослали Коран в Ночь предопределения».[6] По видимому в год ниспослания, Коран сначала был ниспослан в Ночь предопределения на небо дуньи (бренного мира), затем 24-го дня месяца Рамазан был ниспослан первый аят:

اقرأ باسم ربك

-«Читай с именем твоего Господа!»[7]



[1]‏معجم الطبراني الكبير، باب الواو، واثلة بن الأسقع الليثي، أبو المليح بن أسامة الهذلي عن واثلة

[2]«Файдул-Кадир, шарху Аль-Джами`ис-са`ир»

[3]«Файдул-Кадир, шарху Аль-Джами`ис-са`ир»

[4]«Файдул-Кадир, шарху Аль-Джами`ис-са`ир»

[5]«Аль-Бакара», 185 аят.

[6]«Аль-Кадр», 1 аят.

[7]«Аль-Аляк», 1 аят. «Файдул-Кадир, шарху Аль-Джами`ис-са`ир»

Толығырақ ...

Рамазан – Құран түскен ай

قال عن النبي صلى الله عليه وسلم: أنزلت صحف إبراهيم أول ليلة من شهر رمضان وأنزلت التوراة لست مضين من رمضان وأنزل الإنجيل لثلاث عشرة مضت من رمضان وأنزل الزبور لثمان عشرة خلت من رمضان وأنزل القرآن لأربع عشرة خلت من رمضان ‏

Нәби (солләл-лаһу ғаләйһи уә салләм) айтады: «Ибраһимнің (ғаләйһис-саләм) сухуфтары Рамазанның алғашқы түнінде түсірілді. Таурат Рамазанның алты күні өткеннен кейін түсірілді. Інжіл Рамазанның он үш күні өткеннен кейін түсірілді. Забур Рамазанның он сегіз күні өткеннен кейін түсірілді. Ал Құран Рамазанның он төрт күні өткеннен кейін түсірілді».

Хадистi Уасиләдан (родиял-лаһу ғанһу) Имам Табарони риуаят еттi.[1]

Түсініктеме: Әл-Хуләйми (рохматуллаһи ғаләйһи): «Құран Рамазанның он бесінші күні түсірілді»,-десе, оның бұл дегенін имам Байһақи (рохматуллаһи ғаләйһи) растаған.[2]

Келесі мәселе! Құран осы түні Ләух Әл-Махфузға түсірілген.[3]

Ләух Әл-Махфуз – бүкіл жаратылыстың тағдыры сақталған орын.

Сонан соң Құран 23 жыл бойы Пайғамбарымызға (солләл-лаһу ғаләйһи уә салләм) түрлі жағдайға қатысты бөлек-бөлек түсірілген. Құран 23 жыл бойында бөлініп түсірілудің мәнісіне қатысты имам Ар-Рази (рохматуллаһи ғаләйһи) былай деген: «Егер Құран бүтіндей бір кезде түссе еді ақыл адасып, ой шатасар еді». Сонымен қатар ғалымдардың айтуынша Құран бөлініп түсірілуі шариғат үкімдерін меңгеріп, аяттарды жаттауға қолайлы жағдай жасады.[4]

Имам Ибн Хажәр (рохматуллаһи ғаләйһи) былай деді: «Бұл хадис Хақ Тағаланың:

شهر رمضان الذي أنزل فيه القرآن

Рамазан – Құран түсiрiлген ай»[5],-және:

إنا أنزلناه في ليلة القدر

-«Расында, біз Құранды Қадір түні түсірдік»,-сөздерімен сәйкес.[6] Құран түсіріген жылы ол алдымен Қадір түні дүние аспанына, сонан соң Рамазанның жиырма төртінші күні:

اقرأ باسم ربك

-«Раббыңның атымен оқы!»,-деген[7] алғашқы аяты түсірілсе керек».[8]



[1]‏معجم الطبراني الكبير، باب الواو، واثلة بن الأسقع الليثي، أبو المليح بن أسامة الهذلي عن واثلة

[2]«Файдул-Қадир, шарху Жәмиғис-сағир»

[3]«Файдул-Қадир, шарху Жәмиғис-сағир»

[4]«Файдул-Қадир, шарху Жәмиғис-сағир»

[5]«Бақара», 185 аят.

[6]«Қадір», 1 аят.

[7]«Ғаләқ», 1 аят.

[8]«Файдул-Қадир, шарху Жәмиғис-сағир»

Толығырақ ...

Из истории поста

В хадисе, переданном Имамом Абу Даудом, Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) говорит о трех стадиях предписания поста: Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) сказал: «В начале Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в каждом месяце постился три дня, а также постился в день ашура. Всевышний Аллах ниспослал следующий аят: «О вы, которые уверовали! Вам предписан пост, на определенное количество дней, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас, быть может вы станете богобоязненными. А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься в другое время. А тем, которые способны поститься, но пропускают по неизлечимой болезни или старости, надлежит во искупление пропущенного поста накормить бедняка».[1] После ниспослания этих аятов желающий соблюдал пост, а кто не желал, тот не постился, но во искупление каждого дня поста, который не соблюдался, он должен был накормить одного нуждающегося. Такова была следующая стадия поста. Затем Всевышний Аллах ниспослал этот аят: «Рамазан – месяц, в котором был ниспослан Коран – истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение между истиной и ложью. И пусть тот из вас, кто застанет Рамазан, пусть соблюдает пост. А тот, кто болен или же в пути, пусть постится столько же дней в другие дни».[2] После ниспосылания этого  аята соблюдение поста предписывалось каждому, кто достигал Рамазана, путнику разрешалось восполнить пост в другие дни, престарелым же людям было позволено не соблюдать пост».[3]

Пояснение: в хадисе, который передал имам Ахмад (рохматуллахи аляйхи), сказано о том, что после совершения хиджры Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на протяжении семнадцати месяцев, начиная с рабигуль-аууаль до месяца Рамазан, каждый месяц постился три дня, а также соблюдал пост ашура.[4] Затем были ниспосланы, сначала, 183-184 аяты, а затем 185-ый аят суры «Аль-Бакара», после чего пост был предписан тем, кто не был в пути, и чье здоровье позволяло поститься, а больным и путникам было позволено восполнение пропущенного поста в другие дни. Наряду с этим престарелые люди, которые не были в состоянии поститься, в качестве искупления, должны были накормить нуждающихся.

Таково было постепенное предписание поста. Из истории известно, что также, поэтапно, был предписан намаз, также поэтапно был наложен запрет на употребление алкогольных напитков. Все это является признаком безграничной милости Всевышнего Аллаха!

Из сказанного выше следует, что:

1. В начале мусульмане ежемесячно постились по три дня, а также соблюдали пост дня ашура;

2. Затем можно было поститься или же не соблюдать пост, но те, кто не постился, должны были накормить столько нуждающихся, сколько дней они не соблюдали пост;

3. После этого пост был предписан тем, кто был в состоянии поститься, а путникам, престарелым людям, а также больным, было разрешено восполнять пост в другие дни или же восполнять пост согласно предписаниям шариата.



[1]«Аль-Бакара», 183-184 аят.

[2]«Аль-Бакара», 185 аят.

[3]‏سُنَنُ أبي دَاوُد، 28ت/28 م باب كيف الأذان؟، الحديث رقم 507

[4]«Муснаду аль-имами Ахмад»

Толығырақ ...

Ораза – Исламдағы бес парыздың бірі

قال رسولُ الله صلَّى الله عليه وسلم: بُنِيَ الإِسْلاَمُ عَلَى خَمْسٍ: شَهَادَةِ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَأَنَّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ رَسُولهُ، وِإِقَامِ الصَّلاَةِ، وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ، وَحَجِّ الْبَيْتِ، وَصَوْمِ رَمَضَانَ

Нәби (солләл-лаһу ғаләйһи уә салләм) айтады: «Ислам бес нәрсеге құрылған:

- «Алла Тағаладан басқа тәңiр жоқ, Мухаммад с.ғ.с. Оның құлы, әрi Елшiсi»-деп куәлiк ету;

- Намаз оқу;

- Зекет беру;

- Қажылыққа бару;

- Рамазан айында ораза ұстау».

Хадистi Ибн Омардан (родиял-лаһу ғанһу) Имам Бухари риуаят еттi.[1]

Түсініктеме: Исламды ғимарат ретінде бейнелейтін болсақ, бұл хадисте зікір етілген бес амал сол ғимараттың діңгегі тәрізді. Оның бірі болмаса, ғимарат күйреп қалады.[2] Исламды түсіндіру мақсатында Пайғамбарымыз (солләл-лаһу ғаләйһи уә салләм) осындай бейнелі мысалға жүгінді.[3]

Исламда құлшылық үш түрлі жолмен орындалады: денемен, малмен, дене және малмен.

Дене құлшылығы: кәлиманы айту, намаз оқу, ораза ұстау т.с.с.;

Малмен орындалатын құлшылық: зекет, садақа беру;

Дене және малмен орындалатын құлшылық: қажылық.[4]

Көріп тұрғанымыздай, бұл хадис дінімізді бейнелейтін екі мәселені баяндап тұр. Бір жағынан: Исламда құлшылықты орындау жолын баян етсе, екінші жағынан: Исламның негізін құрайтын бес түрлі парызды көрсетіп тұр. Ол:

- иман;

- намаз;

- зекет;

- қажылық;

- және ораза.

Сөз соңы ретінде айтарымыз: дінімізде «парыз» деп белгіленген құлшылықтың парыздығын жоққа шығару – ауыр күнә. Тіпті, парыздың парыздығын саналы түрде жоққа шығарған адам діннен шығады. Сондықтан парыздың маңыздылығына немқұрайлы қарауға болмайды. Бұл: «Әй, қойшы соны! Айта береді. Жүр ғой анау қаншама адам ораза ұстамай-ақ»,-дейтіндерге қатысты. Болмаса, ораза – парыз, парыз – мойындағы қарыз! Олар бұл сөзді білімсіздіктен, түсінбей айтып тұр деп үміттенуден өзге ылажымыз жоқ!



[1]‏صحيح البخاري، 1 - باب الإيمان، وقول النبي صلى الله عليه وسلم: بني الإسلام على خمس، الحديث رقم 8

[2]«Сахих Әл-Бухари»

[3]«Файдул-Қадир, шарху Жәмиғис-сағир»

[4]«Файдул-Қадир, шарху Жәмиғис-сағир»

Толығырақ ...